Нужна помощь!
  Срочно нужна помощь!
Ищем маму и папу!
Sms-благотворительность
Детский дом рядом с вами?
БлагоКарта ДетскиеДомики
Справочники
  Детские учреждения
Благотворительные организации
Помощь семье и детям
Органы опеки
О проекте
  ДетскиеДомики-Online
Подписка на рассылку
Поддержать Проект!
Обратная связь
Новости (facebook)
Библиотека
 
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: Пособие для педагогов, психологов и родителей.
все материалы
Каталог сайтов
 

НОВОСТИ

| Аутичные дети: развитие речи



Аутичные дети: развитие речи


Детский аутизм – это патология в психическом развитии, из-за которой формирование контакта ребенка с окружающим миром затруднено. Главным признаком этой аномалии является нарушение довербального общения уже на первом году жизни, отмечается затруднение визуального контакта – малыш не смотрит взрослому в глаза и не протягивает к нему ручки.

Независимо от уровня развития болезни ребенок не использует язык жестов и мимики. Зрительное внимание кратковременно и носит избирательный характер. Малыш смотрит словно мимо людей, реакция его непредсказуема. Он может не заметить, что нет кого-то из родственников, а на перемещение каких-либо предметов будет реагировать слишком возбужденно. Очень важно вовремя начать развитие речи у аутичных детей – это даст надежду на обеспечение лучшего качества жизни.


Особенности поведения

Игровая деятельность у аутичных детей характеризуется использованием в процессе необычных материалов. Например, это может быть любой предмет домашнего обихода – бумага, веревки, обувь или провода. Ребенок любит вовлекаться в этот процесс в одиночестве, сюжетная игра со сверстниками его не интересуют.

У аутистов нарушено моторное поведение. Заметны необычные повороты и покачивание туловища, специфические вращения руками перед лицом, потряхивания предметами. Движения становятся интенсивнее в возбужденном состоянии, либо при утомлении и удивлении. В походке тоже имеется характерная черта – ребенок передвигаются вприпрыжку или на цыпочках.


Как помочь ребенку развивать речь?

При аутизме изначально речь развивается нормально, иногда даже такие малыши обгоняют своих сверстников. Но в возрасте до 30 месяцев дети утрачивают такую способность. Ребенок перестает разговаривать с людьми, в то же время говорит сам с собой либо во сне.

В логопедической практике приминяются игры для развития моторики, потому что именно двигательные упражнения в сопровождении с речью дают возможность в нее вслушиваться и помогают в формировании подражательной деятельности.

Очень важно, чтобы у детей совершенствовалась ручная моторика, т.к. благодаря ей активизируются те зоны головного мозга, которые отвечают за речь и подготовку к письму. Для этого используются следующие методы:

  • строительство из кубиков конструкций, вначале по образцу, а далее по памяти;
  • складывание и раскладывание разборных игрушек;
  • складывание букв и цифр из палочек;
  • обведение и раскрашивание изображений;
  • работа с пуговицами, шнурками, ремешками;
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • работа с мозайкой.


Развитие мимики

Аутисты не могут произносить одну или несколько согласных групп. Поэтому так важно работать над мимикой, движениями губ и языка. У детей отмечается слабый тонус мышц лица, поэтому сначала выполняются упражнения на их развитие.

Пример упражнений – закрывание и зажмуривание обоих глаз, а затем поочередно. Оскаливание зубов и надувание щек, тоже часто предлагаются в качестве задания.


Дыхательные упражнения

Важное условие нормальной речи – это плавный длинный выдох. Основное упражнение – после спокойного вдоха через нос необходимо сделать плавный выдох через рот. Затем присоединяются голосовые упражнения – после спокойного вдоха следует медленный выдох через рот, при этом на выдохе произносятся звуки. Они протягиваются как можно дольше. Важно, чтобы был переход громкости – от тихих произношений идти на возрастание.


Расширение словарного запаса

С целью расширения скудного словарного запаса используются следующие направления:

  • Предметный и глагольный словарь должны быть представлены по максимуму: произношение образа фигурок, например животных, либо изображений на картинке.
  • Чтобы формировался грамматический строй речи, необходимо при построении предложения опираться на карточки, схемы.
  • Для развития умения словоизменения и словообразования используют игровые приемы, вопросы и картинки для изменения существительного по падежу, числу, употребления предлогов и т.д.

Аутисты страдают от отсутствия возможности формирования правильной устной речи. Чтобы ее развивать детям необходимо предлагать пересказ с опорой на сюжетные картинки, затем без опоры на них.


После всех упражнений у детей наблюдается стойкая положительная динамика в моторике, звукопроизношении, развитии словарного запаса и формируется правильная связная речь.

 


 
© 2002-2017 Розанова С.Ю., Фонд помощи детям "ДетскиеДомики" Перепечатка и цитирование материалов приветствуется только со ссылкой на Detskiedomiki.ru